|
Согласно историческим данным, Христос родился
в 748 году от основания Рима, когда императором был Август, а в Сирии
влавствовал правитель по имени Публий Квириний, о котором евангелист Лука
упоминает в связи с переписью населения, проводившейся в его правление.
Дева Мария и Иосиф Обручник, должны были верниуться на перепись в "город
Давидов, называемый Вифлеем" (Лк.2.4), где, по всей вероятности,
пребывали их родословные книги. Евангелист Лука как добросовестный историк
уточняет, что речь идет о первой переписи в правление Квириния, что позволило
точно датировать событие Рождества Христова.
Обстоятельства Рождества сопровождались замечательными и чудесными явлениями.
В Вифлееме, куда пришли Дева Мария и Иосиф, собралось множество народу,
тк что единственная гостиница оказалась переполненой. И тогда они разместились
на ночлег в пещере, где пастухи укрывали свой скот. Здесь (по-славянски
пещера называется вертеп) и появился на свет Младенец Иисус, которого
Матерь Божия, спеленав, положила на сено в ясли для скота.
В тоже время совершилось и другое удивительное событие: на поле близ Вифлеема
пастухам явились ангелы с вестью о том, что в мир пришел Мессия, Спаситель.
В знак великой радостио сбывшемся обетовании бесчисленное Небесное воинство
прославило Бога, воглашая всей вселенной: "Слава в вышних Богу, и на
земле мир, в человеках благоволение!" (Лк. 2.14) Ибо Рождеством Христа
Спасителя является Божественная слава на всяком творении, а также подается
мир и благоволение всему роду человеческому. И пастухи пришли в пещеру
поклониться Богомладенцу.
В те дни восточные мудрецы, которых Евангелие именует волхвами, увидели
возсиявшую на небосводе новую звезду. Согласно их учению и преданиям,
это означало пришествие в мир великого мужа. Волхвы ведали, что иудейский
народ ожидает пришествия Мессии, своего истинного Царя и Спасителя, и
потому направились в Иерусалим, что бы расспросить там, где должно искать
Его. Прослышав об этом, царь Ирод, правивший в то время Иудеей, взволновался
и призвал к себе волхвов. Выведав у них время появления звезды, он сказал:
"Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите
меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему" (Мф. 2.8).
Следуя за путеводной звездою, волхвы, которых святой Иоанн Златоуст именует
"начатком веруюших из язычников", достигли Вифлеема. Здесь они встепили
под своды вертепа и поклонились новорожденному Спасителю, принеся Ему
дары от сокровищ Востока. Затем, получив от Бога откровение не возвращаться
в Иерусалим, другим путем отошли в свою страну. Тогда разгневанный Ирод,
обнаружив, что волхвы ускользнули из его сетей, отправил в Вифлеем войско
с приказом предать смерти всех младенцев мужского пола до двух лет от
роду. Ибо страшился Ирод будушаго Царя Иудейского, видя в нем соперника
своему царствовани.
Евангелие повествует о том, что Иосиф, получив во сне откровение от Бога,
бежал с Матерью Божией и Младенцем в Египет, где Святое семейство обреталось
до смерти Ирода. После того изгнанники вернулись в Палестину и, узнав,
что в Иудее царствует сын Ирода Архелай, убоялись оставаться в его власти.
По внушению свыше они отправились на север, в пределы Галилейские, и поселились
в городе Назарете. Таковы обстоятельства Рождения Христа Спасителя.
Праздник Рождества Христова христиане стали отмечать с глубокой древности.
Уже в III веке святой Ипполит Римский предложил, чтобы в этот день за
богослужением читалась Глава I Евангелия от Матфея. Самый же обычай празднования
Рождества восходит к древнейшим временам христианства.
Итак, кто поклонился Иисусу Христу, кто принял Его? То были люди самые
простые и некнижные - пастухи, а также самые ученые и премудрые - волхвы.
А кто не принял родившагося Христа и искал Его погибели? Правитель и политик,
готовый на человеческие жертвоприношения своему властолюбию, - царь Ирод.
Чему же научает нас это различение между принявшими и не принявшими Христа,
явившегося в мир сей? Многому. В том числе и осознанию того факта, что
Христос открывается либо в простоте человеческого сердца и в чистоте нравственного
чувства, либо в великой мудрости человеческой и в великом познании. В
то время как людская посредственность и пошлость не в силах воспринять
Христа Спасителя, так не способны соединиться с Ним и те, кто преследует
ложные, призрачные и греховные цели.
|
|