Посты - Божественное установление для души  
http://mar-orthodox.narod.ru/
Православие в Мариуполе





Пост - учреждение христианской церкви, содействуещее господству в христианине духовно нравственных стремлений над чувственными. Первой заповедью поста является запрет вкушать плоды от дерева познания добра и зла, данный Господом Адаму в Раю.
"И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого древа в саду ты быдешь есть, а от древа познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь" (Быт. 2, 16-17).
Пост сушествовал уже в Ветхом Завете. В христианстве учреждение его современно самой церкви; он основан на примере Иисуса Христа (Мф.4:2) и апостолов (Деян. 13 и 14) Древнейшие из церковных писателей - Ипполит, Тертулиан, Епифаний, Августин, Иероним - говорят, что апостолы установили пост в 40 дней, подражая примерам Моисея (Исх. 34:28), Илии (3 Цар. 19:8) и самого Иисуса Христа, постившагося 40 дней в пустыне. отсюда и название главного и Великого христианского поста - четыредесятница.

По мере того как христианская Церковб утверждалась, возрастала и строгость ее уставов. Несоблюдение постов было приравнено к ересям. Согласно 56-му правилу Трулльского Собора (691 г.) употребляющие в Великий пост сыр, яйца и мясо осуждались на отлучение от церкви, а Вальсамон, патриарх Антиохийский, дошел и до такого утверждения: "Не позволяется никому, даже в случае смертной болезни, в четыредесятницу есть мясо, на сие не дано позволения на Соборах". Помимо ограничений в пище Церковь ввела усердную молитву, отсрочку свадеб, отказ от театральных зрелищь, и т.д.

Учение о постах как необходимом условии спасения души поддерживалось в христианских монастырях. Именно монашеский, затворнический образ жизни стал образцом, чаще всего недосягаемым, для верующих. Возникли различные школы монашества, на Западе сложились многочисленные монашеские ордена. Еще в древности были выработаны монастырские уставы различной строгости. С разделением Римской империи на восточную и западную и с последующим расколом христианской религии на две главные ветви - римско-католическую и греко-православную - по-иному сталискладываться и многие церковные традиции, - католики, в отличие от православных, пошли по пути ослабления строгости древних установлений о постах. Святая Русская Православная Церковь сохраняет в своем лоне древнее благочестие. Иоанн Лествичник: "Пост есть насилие естества, отвержение всего, что услаждает вкус, погашение телесного разжения, истребление лукавых помыслов, свобождение от скверных сновидений, чистота молитвы, светило души, хранение ума, истребление сердечного ожесточения, дверь умиления, воздыхание смиренное, радостное сокрушение, недействие многословия, причина безмолвия, страж послушания, облегчение сна, здравие тела, виновник безстрастия, разрешение грехов, врата рая и небесное наслаждение".

Иоанн Златоуст: "Не дозволяй телу жить теперь, чтобы оно жило тогда; сделай его мертвым, чтобы оно не умерло... Умерщвляй тело, не в существе его, да не будет оно, а в стремлении его на лукавые деяния", "Воздержание от пищи принято для того, чтобы ослабить силу плоти, а коня этого сделать нам покорным"

Пресышение рождает порок и называется матерью порока. Чревоугодие, как учат подвижники, отворачивает от Бога человека, которым уже владеет демон пресышения, следом за которым идет демон похоти. Святитель Леонтий Чудотворец: "С улыбкой приходит дух блуда и, сном связав нам руки и ноги, делает уже все что угодно, скверняя душу и тело нечистотами, мечтаниями и извержениями. Пресышение делает душу плотскою, оно ослепляет ее и не позволяет ей видеть. Поэтому душа легко склоняется на грех".

Ефрем Сирин: "Как огонь не может гореть без дров или другого горючего вещества, так и немощьная злокозненная плоть наша, если не обременена пресышением, не воспломеняется похотью, но бывает покойна и покорна воле Господней".
 
     
Hosted by uCoz