|
+ Преобразился еси на горе, Христе Боже, показавый учеником
Твоим славу Твою, якоже можаху. Да возсияет и нам грешным свет
Твой присносущный, молитвами Богородицы, Светодавче, слава Тебе.
+ На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои славу
Твою, Христе Боже, видеша: да егда Тя узрят распинаема, страдание
убо уразумеют вольное, мирови же проповедят, яко Ты еси воистину
Отчее сияние.
+ Величаем Тя, Живодавче Христе, и почитаем Пречистыя Плоти
Твоея преславное преображение.
|
Вскоре после того, как Спаситель открыл ученикам, что Ему надлежит
много пострадать от иудеев, быть убитым и в третий день воскреснуть,
Он возвел трех апостолов - Петра, Иакова, и Иоанна на гору Фавор
и преобразился передними: лицо Его просияло, как солнце, одежды
Его сделались белы, как снег.
Преображение
Христово сопровождалось явлением ветхозаветных пророков Моисея
и Илии, которые говорили с Господом о Его близком отшествии. Изумление
учеников достигло предела, когда всех осенило светлое облако, и
из него послышался глас: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже
благоволих; Того послушайте".
Празднованием Преображения
Господа Церковь исповедует соединение во Христе двух естеств
- человеческого и Божественного. Преображение есть явление Сына
при свидетельстве Отца в Духе Святом, то есть откровение всех Лиц
Святой Троицы.
У учеников, возведенных на Фавор, действием Божества открылись духовные очи, благодаря чему они оказались способны созерцать Божественный Свет.
В евангельском повествовании Преображение имело еще одно значение:
оно должно было при грядушем Голгофском уничижении Христа укрепить
апостолов в их вере, дать им незыблемое свидетельство Божества Иисуса
Христа и добровольности Его Крестных страданий и смерти.
Кроме того, Преображение имеет отношение лично к каждому христианину: можем ли мы, имея ту же человеческую природу, что и апостолы, стать участниками Преображения, прикоснуться к жизни будушаго века, воспринять Божественный Свет? В этом стремлении к озарению нетварным Светом и состоит духовный смысл нашей жизни.
Многозначительно и само избрание Христом места, где совершилось Преображение, так как Фавор по-еврейски означает чертог чистоты и света. Возводя учеников именно на Фавор, Господь желал, чтобы из самого названия горы следовало, что для принятия Божественного Света необходимо очишение покаянием.
Отцы Церкви установили праздник Преображения в конце церковного года.
В древнем Израиле на конец лета приходился "праздник кущей", который был "днем урожая". По сложившейся древней традиции и на праздник Преображения христиане стали приносить плоды нового урожая в церковь для освящения.
В Греции на Преображение освящают виноград и колосья пшеницы, а в России освящают яблоки, поспевающие здесь к этому времени. В русском народе этот праздник известен под именем "яблочного Спаса". Существует благочестивый обычай есть яблоки первый раз в году только после их освящения.
В этот праздник люди приносят Богу благодарение за все труды, которые Он помог завершить. Преображение - это праздник нового урожая здесь на земле и новой жизни будущего века, озаренной светом Фавора.
|
|
|
|
|
|