|
|
Блаженны нищие духом, ибо
их есть Царство Небесное.
Может ли почитаться добродетелью такое качество, как нищета духовная? Подобное предположение очевидно противоречит не только опыту повседневной жизни, но и тем идеалам, что прививаются нам современной культурой. Однако для начала будем иметь в виду, что не всякий дух соделывает человеа духовным, а тем более счастливым.
Господь Иисух Христос был искушаем в пустыне. А ведь никто иной, как дух диавольский предлагал Господу великие соблазны, которые, однако, не имеют ничего общаго с полнотой человеческой жизни. Но что станется с человеком, в котором возобладает этот дух диавольский? Обретет ли он блаженство, будет ли счастлив? Нет, ибо дух нечистый увлечет его прочь от истины, запутает и собьет с пути. К счастью, к полноте жизни человека может привести только Дух Божий, потому, что Бог есть источник жизни. Жизнь с Богом - это и есть полнота существования, человеческое счастье. Значит, для того, чтобы человек был счастлив, он должен принять в себя Духа Божия, освободив для Его пребывания пространство своей души. Ведь так и было на заре человеческой истории, когда Бог был в центре жизни Адама и Евы, еще не познавших греха. Грехом же стал их отказ от Бога. Грех изгнал Бога из жизни людей, а на принадлежавшем Ему центральном месте их духовной жизни воцарилось их собственное "я".
Произошла мутация жизненных ценностей, перемена всех ориентиров.
Вместо того чтобы восходить к Богу, служить Ему и пребывать в спасительном
общении с Ним, человек направил все свои силы на удовлетворение
потребностей собственного эгоизма. Это состояние, когда человек
живет ради себя и центром своей внутренней вселенной имеет собственной
"я", именуется гордыней. А состояние, обратное гордыне, когда человек
потесняет свое "я" в сторону, а в центр жизни поставляет Бога, именуется
смирением, или нищетой духовной. В противоположность злату диавола,
обращающемуся в глиняные черепки, нищета духовная оборачивается
великим богатством, ибо в этом случае на месте духа злобы, эгоизма
и противления в человеке поселяется и животворит Дух Божий.
Итак, что же такое нищета духовная? "Я полагаю, - пишет святитель
Григорий Нисский, - что нищета духовная есть смирение". Что же в
таком случет надо понимать под смирением? Порой смирение ложно отождествляют
со слабостью, убогостью, забитостью, никчемностью. О, это далеко
не так... Смирение порождается великой внутренней силой, и любой,
кто сомневается в этом, пусть попытается слегка подвинуть собственное
"я" на периферию своих забот и интересов. А на главное место в своей
жизни поставить Бога или другого человека. И тогда станет ясно,
насколько трудно это делание и какая недюжинная сила потребна для
него.
"Гордость, - по словам сятого Иоанна Златоиста, - есть начало греха. С нее начинается всякий грех и в ней находит свою опору". Поэтому сказано: "Бог гордым противится, а смиренным дает благодать" (1 Пет. 5.5).
В Ветхом Завете мы находим удивительные слова: "Жертва Богу дух
сокрушен; сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит" (Пс.
50.19).
То есть Он не разрушит и не истребит личность человека, который освобождает себя для того, чтобы принять Бога. И тогда Дух Божий вселяется в такого человека, как в сосуд избранный. А сам человек обретает способность пребывать в Богообщении, а значит, вкушать полноту жизни и счастья.
Итак, нищета духовная и смирение - это не слабость, а великая
сила. Это победа человека над самим собой, над демоном эгоизма и
всесилием страстей. Это способность открыть Богу свое сердце,
дабы Он воцарился в нем, освящая и преображая Своею благодатию нашу
жизнь.
|
|
|