Блаженны чистые сердцем,
ибо они Бога узрят
Речь в этой заповеди идет о Богопознании. По дошедшим до нам памятникам
культуры мы можем судит о том, что вся история чевеловеческой
цивилизации отмечена драмматичным исканием Бога. Древнеегипетские
храмы и пирамиды, древнегреческие и древнеримские языческие капиша,
восточные культовые сооружения являются средоточением духовных
усилий каждой из национальных культур. Все это - отражение подвига
Богоискательства, через которое надлежало пройти человечеству.
Среди философов, выдающихся мыслителей и мудрецов также не было
ниодного, который бы остался равнодушен к теме Бога. Но, несмотря
на то, что она присутствует в любой значительной филосовской системе,
достигнуть вершин Богопознания было суждено не всем. Порой даже
самые изощренные и проницательные умы оказывались не способны
к реальному, опытному Богопознанию. Понимание такими философами
Бога, остававшееся рассудочно холодным, было бессильно овладеть
всем их существом, одухотворить и вовлечь в истинно религиозные
отношения с Творцом.
Что же может помочь человеку лично почувствовать и узнать Бога?
Вопрос этот особенно важен для нас именно сейчас, когда, разочеровавшись
в бесплотном атеизме, большая часть нашегонарода обратилась и
поиску духовно-религиозных основ сушествования. Велико стремление
этих людей обрести и познать Бога. Однако пути, ведущие к Богапознанию,
переплетаются со множеством ложных троп, уводящих прочь от цели,
или заканчивающихся тупиками. Достаточно упомянуть о распространенном
отношении к неизведанным и не изученным наукой явлениям природы.
Нередко люди впадают в соблазн обожествления непознанного, проникаясь
к неизведанной силе псевдорелигиозным чувством. И подобно тому,
как дикари поклонялись непосижимым для них грому, молнии, огню
или сильному сетру, наши просвященные современники фетишируют
НЛО, подпадают под магию экстрасенсов и колдунов, благоговеют
перед ложными кумирами.
Так как же возможно, отвергнув атеизм, обрести бога? Как не сбиться
с пути, ведушего к Нему? Как не потерять себя и своего влечения
к истинному Богу среди опасно умножившихся соблазнов лжедуховности?
Господь нам говорит об этом словами шестой Заповеди Блаженст:
"Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят".
Ибо Бог не открывается нечистому сердцу. Нравственное состояние
личности есть непременное условие Богопознания. Это означает,
что человеку, живущему по закону лжи, творящему неправду и прилагающему
грех ко греху, сеющему зло и совершающему беззаконие, - такому
человеку никогда не будет дано принять в окаменевшее сердце свое
Всеблагого Бога. То есть, выражаясь языком техническим, сердце
того не способно подключиться к источнику Божественной энергии.
Наше сердце и наше сознание можно уподобить приемному устройству,
которое должно быть настроено на ту же частоту, на которой передается
в мир Божественная благодать. Эта чистота есть чистота нашего
сердца. Не этому ли научает нас и Слово Божие: "В злохудожную
душу не входит премудрость. Она обитает в теле, повинном греху"
(Прем. 1.4).
Частота помыслов и чувств является непременным условием Богопознания.
Ибо можно перечитать библиотеки книг, прослушать бесчисленное
колличество лекций, истязать свой мозг поисками ответа на вопрос,
есть ли Бог, но ак никогда и не приблизиться к Нему, не распознать
Его или же принять за Бога то, что Им не является, - диавола,
силу тьмы.
Если наше сердце не настроено на волну Божественной благодати,
то познать, увидеть Бога на не удасться. А увидеть Бога, принять
и почувствовать Его, войти с Ним в общение означает приобрести
Истинну, полноту жизни и блаженство.