|
|
Блаженны изгнанные за правду,
ибо их есть Царство Небесное.
"Блаженны алчушие и жаждушие правды, ибо они насытятся".
Господь здесь говорит о награде людям, взыскующим правды: они
обретут то, к чему стремится их душа. А в заповеди изгнанных за
правду Он предупреждает нас об опасностях, подстерегающих человека
на этом пути. Ибо жизнь по правде не проста и мало напоминает прогулку
по ухоженному парку. Жизнь по правде - труд и испытание, сопряженные
с риском, потому что в мире, где мы живем, слишком много лжи. Рассуждая
о происхождении зла, ясно, что диавол есть персонифицированное зло,
или, по Слову Божию, лжец и отец лжи. Он активно действует в нашем
мире, распространяя ложь повсюду.
"Ложь - гнусное бесчестие человека", - говорит святитель
Иоанн Златоуст. Велики успехи лжи. Она пронизывает нашу общественную
жизнь, становится средством достижения власти, разлагает семейные
отношения, лишает человека внутренней целостности, ибо умножающий
неправду раздваивается в себе.
Великим утешением и опорой для нас является памятование о том, что
человек, живущий по правде, в конечном счете всегда побеждает. Побеждает
потому, что правда сильнее лжи. Это убеждение живет в мудрости нашего
народа: "Делай не ложью - все выйдет по Божьи", "Все
минется - одна правда останется", "Не в силе Бог, а в
првде"... Случается однако, что отдельный человек не доживает
до момента торжества правды, ибо 70-80 лет жизни - лиш миг перед
лицом вечности. Но правда торжествует всегда. И если не в этой жизни,
то в жизне вечной человек, живущий по правде, увидит ее торжество.
Поэтому и говорит Господь: Блаженны изгнанные за правду, ибо их
есть Царство Небесное".
И даже если награда человеку, принесшему себя в жертву правде, не
успевает найти его здесь, то воздаяние праведнику непременно будет
ожидать его в жизни вечной.
Борьба за правду есть то, к чему призваны в этом мире христиане.
Однако, борясь за правду, нужно не только стремиться к ее торжеству,
но и быть при этом чрезвычайно чуствительным к вопросу о цене победы,
ибо не все средства для христианина допустимы. В противном случае
борьба за правду способна выродиться в обыкновенную свару или интригу.
Нередко случается, что люди начинают с отстаивания великих идеалов
и борьбы за правое дело, а заканчивают расталкиванием ближних локтями
в битве за место под солнцем или духовным деспотизмом.
Какие же средства непозволительны в борьбе за правду? Невозможно
утверждение истины посредством злобы и ненависти. Тот, кто выступает
за правду, не может питать низкие чувства в отношении своих противников.
Ибо сильнейшим нашим оружием в утверждении правды является она сама:
правда одновременно есть и цель и средство борьбы. На бой за правду
выходят с открытым забралом и с открытым сердцем, в котором нет
ненависти. Это однако, не означает, что человеку не на что опереться
в борьбе за правду.
Святые отцы научают нас, что помошниками в этом трудном делании
являются терпение и мужество. Терпение восполняет нехватку наших
слабых сил, дарует возможность превозмогать скорбь и трудности.
Так внутренней силой терпения одолевается внешний враг. Мужество
же необходимо нам потому, что ложь всегда пытается запугать человека,
прибегает к коварным и низменным средствам, силится сломить дух
своего противника, перенести поле битвы с открытого места в тесное
и темное. И поэтому борьба за правду всегда вдохновляема мужеством
и поддерживаема терпением.
Господь не призывает нас быть пассивными созерцателями зла и неправды.
Он благословляет нас высткпить на стороне поборников истины и справедливости,
с тем, однако, чтобы мы при этом всегда памятовали о необходимости
сохранять чистоту души, оберегать наше христианское достоинство
и не марать свои ризы грязью лжи и зла.
|
|
|