О детских годах Иисуса достоверно известно весьма немногое. В сущьности,
речь идет о единственном эпизоде, рассказанном евангелистом Лукой. Это
повествование о том, как Иосиф Обручник, Дева Мария и отрок Иисус совершили
поломничество в Иерусалим и посетили храм.
Из Евангелий мы знаем также об Иоанне - великом Пророке, Предтече и
Крестителе Господнем, ровестнике Его и сроднике по плоти. Отцом Иоанна
был ветхозаветный священник Захария, а матерью - родственница Пресвятой
Девы Марии Елизавета.
Иоанн был человек праведный. Он рано удалился в Иудейскую пустыню и
вел там жизнь аскета и подвежника, питаясь только тем, что давала ему
пустыня. Впоследствии Иоанн сделался знаменит среди иудеев своей удивительной
проповедью, в которой призывал народ израильский к покаянию. Множество
людей стекалось на берег Иордана, чтобы своими ушами услышать этот призыв
праведника. И те из них, кто расскаивался в своих грехах, в знак очищения
принимали от Иоанна погружение в воды Иордана. Это и было крещение (по-гречески
слово происходит от глагола баптизо - "погружать".
Иоанн крестил крещением покаяния, которое символизировало обретение
чистоты и освобождение от греха после принесения чистосердечного раскаяния.
Некоторые люди, полагавшие, что он не только праведник и пророк, "помышляли
в серцах своих о Иоанне, не Христос ли он" (Лк. 3.15). Сам же он
говорил о себе как о Предтече, то есть о том, кто предшествует Спасителю:
"Я глас вопиющего в пустыне: исправьте путь Господу..." (Ин.
1.23).
Приуготовление же пути, в первую очередь, означало приведение людей
к покаянию и исправлению. Призывая людей осознать свои грехи, Иоанн
умягчал их жестокосердие, подготавливал соплеменников к восприятию проповеди
грядущего вслед за ним Господа Иисуса Христа. Поэтому пророк Иоанн именуется
Крестителем и Предтечей Спасителя.
Вместе с другими людьми Иисус пришел на берега Иордана. Иоанн же духом
прозрев, что перед ним не обычный человек, сказал пришедшему: "Мне
надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?"
И услышал в ответ слова Спасителя: "Так надлежит нам исполнить всякую
правду" (Мф. 3.17)
Это означало: делай что тебе должно делать. И безгрешный по природе
Спаситель вместе с грешниками вступил в воды иорданские, приемля крещение
покаяния. И в тот момент Иоанну открылось, как через отверзшиеся небеса
Дух Божий в виде голубя нисходит на Иисуса. И услышал Иоанн глас Божий:
"Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (Мф.
3.17).
Установленный в честь этого евангельского события церковный праздник.
Крещение иначе именуется Богоявлением, ибо на Иордане произошло явление
Троичного Бога людям. Бог Отец явил Себя в голосе, который слышал Иоанн,
Бог Сын принимал крещение в водах Иордана, Бог Дух Святой в виде
голубя осенил Крещаемого. Так явлено было Новозаветное Откровение
о Боге - Троице, едином по существу и троичном в Лицах.
Есть у этого события и еще одно важное прочтение: Господь Иисус Христос,
не имея на Себе от рождения никакого греха, приходит на берег Иордана
в толпе людей, как один из многих, и принимает крещение от Иоанна. Христос
является народу не как грозное Божество, нисходящее с небес в блистании
молний и грохоте грома, не как всевластный земной владыка или великий
герой, которого людская молва могла бы наделить Божественным могушеством,
но смиренно смешавшись с сонмом кающихся грешников, как Сын Человеческий.
И в момент этого уничижения дается Откровение о том, что Иисус есть
возлюбленный Сын Божий, на Котором почиет Божественное благоволение.
Таким образом, Богоявление на реке Иордан и событие крещения открывают нам тайну не только Святой Троицы, но и воплощенного Сына Божия. Иисус Христос есть второе Лицо Святой Троицы, обладающее полнотой Божественной природы, но одновременно Он - человек. Как пишет преподобный Иоанн Дамаскин, один и Тот же Господь наш Иисус Христос есть совершенный Бог и совершенный человек. При этом Божественная природа не подавляет и не поглощает человеческую, но обе они сообщают Богочеловеческой личности Иисуса Христа гармоническое единство, сочетаясь неслитно и одновременно нераздельно.
И, наконец, еще одно весьма важноеизмерение события крещения. Господь чист, Он не имеет греха. Зачем же Ему потребовалось войти в толпу кающихся, чтобы исповедовать грех, которого не Нем нет, и принять очищение, в котором Он не нуждается? Это представляется на первый взгляд лишенным всякого смысла. Однако именно это деяние Спасителязримо свидетельствует о цели Его прихода в мир сей: взять на Себя грехи людские и, искупив их безвинной своей кровью, освободить и спасти родчеловеческий.
Безгрешный пришел на Иордан и принял крещение покаяния, свидетельствуя тем самым, что Он человек по плоти, что Он один из нас. Будучи безгрешен, Он уподобился последнему из грешников, уравнял Себя с падшими и заблудшимичтобы разделить с ними бремя их прегрешений и подать исцеление их душам.
В древности Рождество и Крещение праздновались в один день, и праздник этот именовался Богоявлением. В Вифлеемской пещере является миру Сын Божий, а на берегу Иордана в особом видении открывается полнота Триединого Божества.
Мы знаем, что грех разлучил Бога и человека, Творца и творения. Богоявление - это знак присутствия Бога в мире, в человеческой истории. Иисусом Христом разрушается средостение, разделявшее Бога и человека.
Бог стал человеком, сделался соприроден человеческому естеству, а значит, и миру сему. Отныне в нем преизобилуют Божественная благодать и Божественная сила. И когда в праздник Крещения мы освящаем воду, то тем самым свидетельствуем великую истину о всепроникающем и спасительном присутствии Божественной энергии в физической природе нашего мира. Святая вода есть великий символ присутствия Благодати Божией в жизни вселенной.