|
+ Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей,
низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную: Человеколюбче,
слава Тебе.
+ Егда снизшед языки слия, разделяше языки Вышний, егда же огненныя
языки раздаяше, в соединение вся призва, и согласно славим Всесвятаго
Духа.
+ Величаем Тя Живодавче Христе, и чтим Всесвятаго Духа Твоего,
Егоже от Отца послал еси Божественным учеником Твоим.
|
Сошествие Святаго Духа на апостолов празднуется Святой Русской
Православной Церковью как один из величайших двунадесятых праздников
в пятидесятый день после Пасхи (потому что Дух Святой сошел в
пятидесятый день после воскресения Иисуса Христа) и потому называется
Пятидесятницей или Троицыным Днем.
Со времен Моисея ветхозаветная Церковь ежегодно праздновала день
Пятидесятницы, наступавший по истечении семи недель (седмиц) после
иудейской пасхи и потому называвшийся праздником седмиц. Торжество
это, сопровождавшееся знаменательными обрядами, установлено было
в память Синайского законодательства, данного Богом великому вождю
древнего Израиля - Моисею.
Этот праздник ветхозаветной Пятидесятницы был прообразованием
и новозаветной Пятидесятницы. Еще пророк Иоиль предвозвестил:
"излию от Духа Моего на всякую плоть, и будет в горе Сионе
и в Иерусалиме спасаемый".
Пред Своими страданиями и смертью Господь Сам обещал апостолам,
скорбящим об Его отшествии, послать вместо Себя Иного Утешителя,
Духа Истины, Который "наставит их на всякую истину".
По вознесении Господа, ученикии Его и апостолы, возвратясь с горы
Елеонской в Иерусалим, вошли, - как говорит предание, - в тот
самый дом в Сионе, где совершена была Тайная Вечеря Христова.
Пребывая там в единодушии и молитвах, с некоторыми женами и Матерью
Божиею, Святого Духа и приготовлялись к принятию благодатных даров
Его.
В десятый день по вознесении Господа, в день иудейской Пятидесятницы,
в то время, когда по улицам города народ стремился во храм с веселиемторжествовать
свой ветхозаветный праздник - в третий час дня, внезапно произошел
в воздухе необычайный шум, какой бывает во время бури от сильного
порыва ветра. Шум происходил с неба - с верхних слоев воздуха,
но вскоре проник и наполнил чистейшим веянием всю храмину, в которой
находились верующие. В то же мнгновение среди храмины, в воздухе,
явились разделяющие языки, как бы огненные, и почили на Богоматери
и на каждом из учеников.
З первым чудом последовало другое, большее. Умея до сего времени
говорить только на одном родном языке, апостолы и прочие верующие
вдруг начали говорить на всех языках тогда известных. "И исполнились
все Духа Святаго и начали говорить на иных языках, как Дух давал
им провещавать.
Народ еврейский и множество пришельцев из других стран, собравшихся
в Иерусалим на праздник Пятидесятницы, пораженные необычным шумом
с неба, пришли в смятение и пораженные устремились к Сионскому
дому, где шум этот сосредотачивался и куда видимо направлялся.
Как же удивились и ужаснулись все, когда услыхали, что апостолы
начали говорить с ними на разных языках.
В своем пророчестве Иоиль боговдохновенным взором созерцает время,
когда благодать Святаго Духа, как обильный дождь прольется на
всякую плоть, т.е. на всех спасаемых людей без различия пола,
возраста и состояния, так что по отношению к спасению все будут
равны: мужи и жены, взрослые и дети, свободные и рабы, - все удостоятся
благодати Божией.
Та благодать Святаго Духа, которая была явно преподана апостолам
в виде огненных языков, теперь подается в нашей святой Православной
Церкви невидимо - в ее святых Таинствах через преемников апостолов
- пастырей Церкви - епископов и священников (Деян, 2:14-23).
Приняв Святого Духа, апостолы ежегодно начали праздновать день
Пятидесятницы и заповедали святить его всем христианам ради сошествия
Святаго Духа.
|
|
|
|
|
|