|
+ Память праведного с похвалами, тебе же довлеет свидетельство
Господне, Предтече: показал бо ся еси воистину и пророков честнейший,
яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. Темже за
истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога
явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающаго нам велию
милость.
+ Предтечево славное усекновение, смотрение бысть некое божественное,
да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие; да рыдает убо
Иродиа, беззаконное убийство испросивши: не закон бо Божий, ни
живый век возлюби, но притворный, привременный.
+ Величаем тя, Предтече Спасов Иоанне, и почитаем вси всечестный
собор твой.
|
Рождество святаго пророка и Предтечи Христова Иоанна празднуется
Святой Русской Православной Церковью как великий непереходящий
праздник 24 июня (7 июля н.ст).
Рождение Иоанна предвозвещено было Ангелом отцу его, священнику
Захарии, который с сомнением принял это благовестие, за что сделался
немым и оставался таким до рождения сына.
За шесть месяцев до Рождества Христова жена Захарии - Елисавета,
родственница Пресвятой Богородицы, родила сына. Родные и соседи
Елисаветы радовались вместе с ней такой милости Господней. В восьмой
день по закону иудейскому надлежало дать имя младенцу. Собравшиеся
родственники и знакомые хотели назвать его Захарией, по имени
отца. На это Елисавета сказала: Нет, а назначь его Иоанном".
Все стали говорить: "В родстве твоем нет никого, кто бы назывался
таким именем" - и стали спрашивать знаками у отца: как он
желает назвать сына? Захария потребовал дошечку и написал: "Иоанн
имя ему". Все удивились. И тут немой Захария заговорил. По
внушению Духа Святаго он стал прославлять Бога и пророчествовать
о скором пришествии Спасителя и что Иоанн будет Предтечей (Предшественником)
Его, чтобы приготовить народ к принятию Спасителя.
Все слышавшие об этом дивном событии говорили об Иоанне: "Что
будет из этого младенца?" Господь же охранял младенца, и
он рос и укреплялся духом.
Иоанн рано остался без родителей. Весьма вероятно, что он был
усыновлен ессеями, которые нередко брали на воспитание сирот и,
укрываясь в уединенных местах, вели строго аскетический образ
жизни. Потом Иоанн Предтеча жил в пустынях до дня явления своего
народу. Он одевался в грубую пастушескую одежду из верблюжьей
шерсти, не стриг волос, не пил вина. Его пишу составляли сушеная
саранча и дикий мед. (Лк. 1:57-80).
Когда Иоанну исполнилось тридцать лет, он покинул пустыню, пришел
в долину Иордана и начал свою проповедь. "Покайтесь, - говорил
пророк, - ибо близко Царство Небесное!" (Мф. 3:2). Пророк
говорил о Суде над миром, и казалось, все вокруг Иоанна дышало
предчувствием близости великих событий. Его слова сразу же нашли
широкий отклик в душах иудеев. Толпами шли люди из окрестных городов
к реке Иоардану, в которой Иоанн крестил народ водой.
Иоанн избрал обряд погружения в воды Иордана символом вступления
в мессианскую эру. Подобно тому как вода омывает тело, так покаяние
очищает душу. Иоанн требовал от людей переоценки всей жизни, искреннего
раскаяния. Перед омовением люди исповедывали свои грехи.
Среди приходивши к Иоанну были и люди, которые считали себя приведными
и не хотели каяться, а на самом деле были порочны и злы, как например,
фарисеи и садуккеи - вожди еврейского народа. Фарисеи гордились
своим происхождением от Авраама, хвалились исполнением закона
и считали себя достойными войти в царство Мессии-Христа. Саддукеи
же не верили в воскресение мертвых и в будущую жизнь. Таким людям
Иоанн говорил: "Кто внушил вам бежать от будушего гнева?
Сотворите же достойные плоды покаяния. И не думайте говорить о
себе: "Отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог можетиз
этих камней воздвигнуть детей Аврааму. Помните, всякое дерево
не приносящее плода, срубают и бросают в огонь".
Слушая такие слова, народ спаршивал его: "Что нам делать?"
Иоанн отвечал: "У кого две одежды, тот дай одну неимущему,
и у кого есть пища, делай то же".
Приходили к нему и мытари, сборщики податей, и спрашивали: "Учитель!
Что нам делать?" Мытари собирали подати (налоги) для римлян.
Власти же римскую иудеи ненавидели. Кроме того, некоторые из мытарей
брали больше надлежащего и притесняли народ. Иудеи презирали всех
мытарей и считали их недостойными войти в Царство грядущаго Христа.
Иоанн говорил им: "Ничего не берите лишнего, а берите только
то, что полагается". Спрашивали его также и воины: "А
нам что делать?" Часто бывало так, что воины, недовольные
жалованием, отнимали чужое достояние, обижали бедных людей и клеветали
на других из-за своих выгод. Иоанн говорил им: "Никого не
обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованием".
Многие тогда думали об Иоанне: не он ли есть Христос Спаситель?
Но Иоанн объявил, что он не Христос. "Я крещу вас водой,
но вслед за мной идет Сильнейший меня, у Котораго я недостоин
развызать ремень обуви Его. Он будет крестить вас Духом Святым
и огнем (то есть крешение которое Он даст, будет опалять грехи,
как огонь, и подавать дары Духа Святаго)"."
День мученической смерти святого Иоанна Предтечи воспоминается
Святой Русской Православной Церковью 29 августа (11 сентября н.ст.)
и называется днем Усекновения главы Иоанна Предтечи. В этот день
положен строгий пост. Святая Церковь чтит Иоанна Предтечу выше
всех сятых после Богоматери.
После крещения Иисуса Христа Иоанна продолжал учить и крестить
народ, проповедуя приближение Царства Божия и призывая всех к
покаянию. Проповедь Иоанна Предтечи была непродолжительна. Приготовив
людей к принятию Спасителя, он закончил свою жизнь мученической
смертью.
В то время правителем Галилеи был Антипа. Этот царь галилейский
былсыном того Ирода Великого, который убил 14 тысячвифлеемских
младенцев. Антипа взял в жены Иродиаду, жену брата своего Филиппа,
при его жизни. Иоанн обличал за это Ирода и тем возбудил против
себя злобу Иродиады. Она просила Ирода, чтобы он убил Иоанна.
Ирод не соглашался на это, потому что считал Иоанна великим пророком
и боялся народа, но в угоду ей посадил его в темницу. Иродиада
же не успокоилась на этом, тем брлее что ее раздражало расположение
Ирода к Иоанну. Ирод с удовольствием слушал наставления Иоанна
и во многом поступал по его словам.
Примерно через год Ирод, празднуя день своего рождения, давал
пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам галилейским.
На пир пришла дочь Иродиады (падчерица Ирода) - Маломея, и стала
плясать, чем угодила Ироду. Он сказал ей: "Проси у меня чего
хочешь" - и клялся, что отдаст ей даже полцарства. Саломея
вышла и спросила у своей матери: "Чего мне просить у него?"
Иродиада потребовала голову Крестителя. Саломея с поспешностью
возвратилась к Ироду и сказала: "Хочу, чтобы ты дал мне теперь
же на блюде голову Иоанна Крестителя".
Ирод опечалился, но ему не хотелось при гостях изменить своему,
и он послал воина в темницу отсечь голову Иоанну. Воин, выполнив
приказание царя, принес на блюде и отдал Саломее голову Иоанна
Крестителя, а Саломея отнесла ее матери своей Иродиаде. Ученики
Иоанновы, услышав о смерти Иоанна Крестителя, пришли, взяли тело
его и похонили в городе Севастии в 32 году после Рождества Христова.
+Мощи его (кроме головы и правой руки) были сожжены вместе вместе
с Севастийским храмом по приказанию императора Юлиана-Отступника
в 362 году (Мф. 14:1-12; Мк. 6:14-29; Лк. 9:7-9).
Предания говорят о правосудии Божием, свершившимся над Иродом,
Иродиадой и Саломеей.
По одним источникам, вскоре по казни Предтечи римский император
лишил царя Ирода всей власти, богатств и вместе с прелюбодейной
женой Иродиадой и Саломеей послал в заточение, где они бедственно
окончили жизнь свою.
По другим - Ирод и Иродиада были поглощены землей живыми, но прежде
всего погибла Саломея. Она в зимнее время, проходила по льду через
реку, провалилась и погрузилась в воду по шею так, что лед стиснул
ее и она повислав воде, держась головой на льду. Тогда та, которая
плясала на земле, должна была плясать в воде, не доставая дна
реки, наконец, острым льдом совсем перерезало ей шею. Обезглавленое
труп унесен был рекой, а к Иродиаде и Ироду принесена была одна
голова погибшей! Так правосудие Божие покарало плясавшую, для
которой отсечена была глава свтого Иоанна.
|
|
|