о шестой Заповеди Блаженств  
Николо-Сольбинский Женский Монастырь
 


Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят

Речь в этой заповеди идет о Богопознании. По дошедшим до нам памятникам культуры мы можем судит о том, что вся история чевеловеческой цивилизации отмечена драмматичным исканием Бога. Древнеегипетские храмы и пирамиды, древнегреческие и древнеримские языческие капиша, восточные культовые сооружения являются средоточением духовных усилий каждой из национальных культур. Все это - отражение подвига Богоискательства, через которое надлежало пройти человечеству. Среди философов, выдающихся мыслителей и мудрецов также не было ниодного, который бы остался равнодушен к теме Бога. Но, несмотря на то, что она присутствует в любой значительной филосовской системе, достигнуть вершин Богопознания было суждено не всем. Порой даже самые изощренные и проницательные умы оказывались не способны к реальному, опытному Богопознанию. Понимание такими философами Бога, остававшееся рассудочно холодным, было бессильно овладеть всем их существом, одухотворить и вовлечь в истинно религиозные отношения с Творцом.

Что же может помочь человеку лично почувствовать и узнать Бога? Вопрос этот особенно важен для нас именно сейчас, когда, разочеровавшись в бесплотном атеизме, большая часть нашегонарода обратилась и поиску духовно-религиозных основ сушествования. Велико стремление этих людей обрести и познать Бога. Однако пути, ведущие к Богапознанию, переплетаются со множеством ложных троп, уводящих прочь от цели, или заканчивающихся тупиками. Достаточно упомянуть о распространенном отношении к неизведанным и не изученным наукой явлениям природы. Нередко люди впадают в соблазн обожествления непознанного, проникаясь к неизведанной силе псевдорелигиозным чувством. И подобно тому, как дикари поклонялись непосижимым для них грому, молнии, огню или сильному сетру, наши просвященные современники фетишируют НЛО, подпадают под магию экстрасенсов и колдунов, благоговеют перед ложными кумирами.

Так как же возможно, отвергнув атеизм, обрести бога? Как не сбиться с пути, ведушего к Нему? Как не потерять себя и своего влечения к истинному Богу среди опасно умножившихся соблазнов лжедуховности? Господь нам говорит об этом словами шестой Заповеди Блаженст:

"Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят".

Ибо Бог не открывается нечистому сердцу. Нравственное состояние личности есть непременное условие Богопознания. Это означает, что человеку, живущему по закону лжи, творящему неправду и прилагающему грех ко греху, сеющему зло и совершающему беззаконие, - такому человеку никогда не будет дано принять в окаменевшее сердце свое Всеблагого Бога. То есть, выражаясь языком техническим, сердце того не способно подключиться к источнику Божественной энергии. Наше сердце и наше сознание можно уподобить приемному устройству, которое должно быть настроено на ту же частоту, на которой передается в мир Божественная благодать. Эта чистота есть чистота нашего сердца. Не этому ли научает нас и Слово Божие: "В злохудожную душу не входит премудрость. Она обитает в теле, повинном греху" (Прем. 1.4).

Частота помыслов и чувств является непременным условием Богопознания. Ибо можно перечитать библиотеки книг, прослушать бесчисленное колличество лекций, истязать свой мозг поисками ответа на вопрос, есть ли Бог, но ак никогда и не приблизиться к Нему, не распознать Его или же принять за Бога то, что Им не является, - диавола, силу тьмы.

Если наше сердце не настроено на волну Божественной благодати, то познать, увидеть Бога на не удасться. А увидеть Бога, принять и почувствовать Его, войти с Ним в общение означает приобрести Истинну, полноту жизни и блаженство.

 
     
Hosted by uCoz