о восьмой Заповеди Блаженств  
Тихвинский Введенский девичий монастырь
 

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

"Блаженны алчушие и жаждушие правды, ибо они насытятся". Господь здесь говорит о награде людям, взыскующим правды: они обретут то, к чему стремится их душа. А в заповеди изгнанных за правду Он предупреждает нас об опасностях, подстерегающих человека на этом пути. Ибо жизнь по правде не проста и мало напоминает прогулку по ухоженному парку. Жизнь по правде - труд и испытание, сопряженные с риском, потому что в мире, где мы живем, слишком много лжи. Рассуждая о происхождении зла, ясно, что диавол есть персонифицированное зло, или, по Слову Божию, лжец и отец лжи. Он активно действует в нашем мире, распространяя ложь повсюду.

"Ложь - гнусное бесчестие человека", - говорит святитель Иоанн Златоуст. Велики успехи лжи. Она пронизывает нашу общественную жизнь, становится средством достижения власти, разлагает семейные отношения, лишает человека внутренней целостности, ибо умножающий неправду раздваивается в себе.

Великим утешением и опорой для нас является памятование о том, что человек, живущий по правде, в конечном счете всегда побеждает. Побеждает потому, что правда сильнее лжи. Это убеждение живет в мудрости нашего народа: "Делай не ложью - все выйдет по Божьи", "Все минется - одна правда останется", "Не в силе Бог, а в првде"... Случается однако, что отдельный человек не доживает до момента торжества правды, ибо 70-80 лет жизни - лиш миг перед лицом вечности. Но правда торжествует всегда. И если не в этой жизни, то в жизне вечной человек, живущий по правде, увидит ее торжество. Поэтому и говорит Господь: Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное".

И даже если награда человеку, принесшему себя в жертву правде, не успевает найти его здесь, то воздаяние праведнику непременно будет ожидать его в жизни вечной.

Борьба за правду есть то, к чему призваны в этом мире христиане. Однако, борясь за правду, нужно не только стремиться к ее торжеству, но и быть при этом чрезвычайно чуствительным к вопросу о цене победы, ибо не все средства для христианина допустимы. В противном случае борьба за правду способна выродиться в обыкновенную свару или интригу. Нередко случается, что люди начинают с отстаивания великих идеалов и борьбы за правое дело, а заканчивают расталкиванием ближних локтями в битве за место под солнцем или духовным деспотизмом.

Какие же средства непозволительны в борьбе за правду? Невозможно утверждение истины посредством злобы и ненависти. Тот, кто выступает за правду, не может питать низкие чувства в отношении своих противников. Ибо сильнейшим нашим оружием в утверждении правды является она сама: правда одновременно есть и цель и средство борьбы. На бой за правду выходят с открытым забралом и с открытым сердцем, в котором нет ненависти. Это однако, не означает, что человеку не на что опереться в борьбе за правду.

Святые отцы научают нас, что помошниками в этом трудном делании являются терпение и мужество. Терпение восполняет нехватку наших слабых сил, дарует возможность превозмогать скорбь и трудности. Так внутренней силой терпения одолевается внешний враг. Мужество же необходимо нам потому, что ложь всегда пытается запугать человека, прибегает к коварным и низменным средствам, силится сломить дух своего противника, перенести поле битвы с открытого места в тесное и темное. И поэтому борьба за правду всегда вдохновляема мужеством и поддерживаема терпением.

Господь не призывает нас быть пассивными созерцателями зла и неправды. Он благословляет нас высткпить на стороне поборников истины и справедливости, с тем, однако, чтобы мы при этом всегда памятовали о необходимости сохранять чистоту души, оберегать наше христианское достоинство и не марать свои ризы грязью лжи и зла.


 
     
Hosted by uCoz