Собор святаго пророка Предтечи и Крестителя Господня Иоанна  
 

Честный славный пророче, Предтече и Крестителю Господень, Иоанне, моли Бога о нас!

+ Память праведного с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистину и пророков честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. Темже за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающаго нам велию милость.

+ Предтечево славное усекновение, смотрение бысть некое божественное, да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие; да рыдает убо Иродиа, беззаконное убийство испросивши: не закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный.

+ Величаем тя, Предтече Спасов Иоанне, и почитаем вси всечестный собор твой.


Рождество святаго пророка и Предтечи Христова Иоанна празднуется Святой Русской Православной Церковью как великий непереходящий праздник 24 июня (7 июля н.ст).

Рождение Иоанна предвозвещено было Ангелом отцу его, священнику Захарии, который с сомнением принял это благовестие, за что сделался немым и оставался таким до рождения сына.

За шесть месяцев до Рождества Христова жена Захарии - Елисавета, родственница Пресвятой Богородицы, родила сына. Родные и соседи Елисаветы радовались вместе с ней такой милости Господней. В восьмой день по закону иудейскому надлежало дать имя младенцу. Собравшиеся родственники и знакомые хотели назвать его Захарией, по имени отца. На это Елисавета сказала: Нет, а назначь его Иоанном".

Все стали говорить: "В родстве твоем нет никого, кто бы назывался таким именем" - и стали спрашивать знаками у отца: как он желает назвать сына? Захария потребовал дошечку и написал: "Иоанн имя ему". Все удивились. И тут немой Захария заговорил. По внушению Духа Святаго он стал прославлять Бога и пророчествовать о скором пришествии Спасителя и что Иоанн будет Предтечей (Предшественником) Его, чтобы приготовить народ к принятию Спасителя.

Все слышавшие об этом дивном событии говорили об Иоанне: "Что будет из этого младенца?" Господь же охранял младенца, и он рос и укреплялся духом.

Иоанн рано остался без родителей. Весьма вероятно, что он был усыновлен ессеями, которые нередко брали на воспитание сирот и, укрываясь в уединенных местах, вели строго аскетический образ жизни. Потом Иоанн Предтеча жил в пустынях до дня явления своего народу. Он одевался в грубую пастушескую одежду из верблюжьей шерсти, не стриг волос, не пил вина. Его пишу составляли сушеная саранча и дикий мед. (Лк. 1:57-80).

Когда Иоанну исполнилось тридцать лет, он покинул пустыню, пришел в долину Иордана и начал свою проповедь. "Покайтесь, - говорил пророк, - ибо близко Царство Небесное!" (Мф. 3:2). Пророк говорил о Суде над миром, и казалось, все вокруг Иоанна дышало предчувствием близости великих событий. Его слова сразу же нашли широкий отклик в душах иудеев. Толпами шли люди из окрестных городов к реке Иоардану, в которой Иоанн крестил народ водой.

Иоанн избрал обряд погружения в воды Иордана символом вступления в мессианскую эру. Подобно тому как вода омывает тело, так покаяние очищает душу. Иоанн требовал от людей переоценки всей жизни, искреннего раскаяния. Перед омовением люди исповедывали свои грехи.

Среди приходивши к Иоанну были и люди, которые считали себя приведными и не хотели каяться, а на самом деле были порочны и злы, как например, фарисеи и садуккеи - вожди еврейского народа. Фарисеи гордились своим происхождением от Авраама, хвалились исполнением закона и считали себя достойными войти в царство Мессии-Христа. Саддукеи же не верили в воскресение мертвых и в будущую жизнь. Таким людям Иоанн говорил: "Кто внушил вам бежать от будушего гнева? Сотворите же достойные плоды покаяния. И не думайте говорить о себе: "Отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог можетиз этих камней воздвигнуть детей Аврааму. Помните, всякое дерево не приносящее плода, срубают и бросают в огонь".

Слушая такие слова, народ спаршивал его: "Что нам делать?" Иоанн отвечал: "У кого две одежды, тот дай одну неимущему, и у кого есть пища, делай то же".

Приходили к нему и мытари, сборщики податей, и спрашивали: "Учитель! Что нам делать?" Мытари собирали подати (налоги) для римлян. Власти же римскую иудеи ненавидели. Кроме того, некоторые из мытарей брали больше надлежащего и притесняли народ. Иудеи презирали всех мытарей и считали их недостойными войти в Царство грядущаго Христа. Иоанн говорил им: "Ничего не берите лишнего, а берите только то, что полагается". Спрашивали его также и воины: "А нам что делать?" Часто бывало так, что воины, недовольные жалованием, отнимали чужое достояние, обижали бедных людей и клеветали на других из-за своих выгод. Иоанн говорил им: "Никого не обижайте, не клевещите и довольствуйтесь своим жалованием".

Многие тогда думали об Иоанне: не он ли есть Христос Спаситель? Но Иоанн объявил, что он не Христос. "Я крещу вас водой, но вслед за мной идет Сильнейший меня, у Котораго я недостоин развызать ремень обуви Его. Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (то есть крешение которое Он даст, будет опалять грехи, как огонь, и подавать дары Духа Святаго)"."



День мученической смерти святого Иоанна Предтечи воспоминается Святой Русской Православной Церковью 29 августа (11 сентября н.ст.) и называется днем Усекновения главы Иоанна Предтечи. В этот день положен строгий пост. Святая Церковь чтит Иоанна Предтечу выше всех сятых после Богоматери.

После крещения Иисуса Христа Иоанна продолжал учить и крестить народ, проповедуя приближение Царства Божия и призывая всех к покаянию. Проповедь Иоанна Предтечи была непродолжительна. Приготовив людей к принятию Спасителя, он закончил свою жизнь мученической смертью.

В то время правителем Галилеи был Антипа. Этот царь галилейский былсыном того Ирода Великого, который убил 14 тысячвифлеемских младенцев. Антипа взял в жены Иродиаду, жену брата своего Филиппа, при его жизни. Иоанн обличал за это Ирода и тем возбудил против себя злобу Иродиады. Она просила Ирода, чтобы он убил Иоанна. Ирод не соглашался на это, потому что считал Иоанна великим пророком и боялся народа, но в угоду ей посадил его в темницу. Иродиада же не успокоилась на этом, тем брлее что ее раздражало расположение Ирода к Иоанну. Ирод с удовольствием слушал наставления Иоанна и во многом поступал по его словам.

Примерно через год Ирод, празднуя день своего рождения, давал пир вельможам своим, тысяченачальникам и старейшинам галилейским. На пир пришла дочь Иродиады (падчерица Ирода) - Маломея, и стала плясать, чем угодила Ироду. Он сказал ей: "Проси у меня чего хочешь" - и клялся, что отдаст ей даже полцарства. Саломея вышла и спросила у своей матери: "Чего мне просить у него?" Иродиада потребовала голову Крестителя. Саломея с поспешностью возвратилась к Ироду и сказала: "Хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя".

Ирод опечалился, но ему не хотелось при гостях изменить своему, и он послал воина в темницу отсечь голову Иоанну. Воин, выполнив приказание царя, принес на блюде и отдал Саломее голову Иоанна Крестителя, а Саломея отнесла ее матери своей Иродиаде. Ученики Иоанновы, услышав о смерти Иоанна Крестителя, пришли, взяли тело его и похонили в городе Севастии в 32 году после Рождества Христова. +Мощи его (кроме головы и правой руки) были сожжены вместе вместе с Севастийским храмом по приказанию императора Юлиана-Отступника в 362 году (Мф. 14:1-12; Мк. 6:14-29; Лк. 9:7-9).

Предания говорят о правосудии Божием, свершившимся над Иродом, Иродиадой и Саломеей.
По одним источникам, вскоре по казни Предтечи римский император лишил царя Ирода всей власти, богатств и вместе с прелюбодейной женой Иродиадой и Саломеей послал в заточение, где они бедственно окончили жизнь свою.
По другим - Ирод и Иродиада были поглощены землей живыми, но прежде всего погибла Саломея. Она в зимнее время, проходила по льду через реку, провалилась и погрузилась в воду по шею так, что лед стиснул ее и она повислав воде, держась головой на льду. Тогда та, которая плясала на земле, должна была плясать в воде, не доставая дна реки, наконец, острым льдом совсем перерезало ей шею. Обезглавленое труп унесен был рекой, а к Иродиаде и Ироду принесена была одна голова погибшей! Так правосудие Божие покарало плясавшую, для которой отсечена была глава свтого Иоанна.

 
     
Hosted by uCoz