О второй заповеди Закона Божия.  
Миссионерский портал диакона Андрея Кураева



Возбранный Воеводо и Господи, ада победителю, яко избавлься от вечныя смерти, похвальная восписую Ти, создание и раб Твой; но яко имеяй милосердие неизреченное, от всяких мя бед свободи, зовуща: Иисусе, Сыне Божий, помилуй мя.

Не сотвори себе кумира и всякого подобия, елика на небеси горе, и елика на земли низу, и елика в водах под землею: да не поклонишися им, ни послужищи им.

Второю заповедью Господь Бог запрещает идолопоклонничество, то-есть запрещает делать себе для почитания кумиры или идолы, или почитать подобия или изображения того, что мы видим на небе (солнца, луны, звезд), и что находится в водах (рыб). Господь запрещает поклоняться и служить этим кумирам, вместо истиннаго Бога, как это делают язычники.

С запрещением поклоняться идолам и кумирам, никак нельзя смешивать православного поклонения святым иконам и мощам, в чем часто упрекают нас протестаны и разные сектанты. Почитая святые иконы, мы не считаем их Богами или кумирами, они для нас толь изображение, образ Бога, или ангелов или святых. Слово икона греческое и обозначает образ. Поклоняясь иконам и молясьперед иконой, мы молимся не "материальной иконе" (т.е. краске, дереву, или металлу), а Тому, Кто не ней изображен. Всякий знает, насколько легче обращаться мыслью к Спасителю, когда видишь Его Пречистый Лик, или крест Его, нежели - когда перед тобою пустая стена или печка.

Святыя иконы даны нам для благоговейного воспоминания дел Божиих и святых Его, для благоговейного возношения наших мыслей к Богу и святым Его.Через это воспламеняется наше сердце любовью к нашему Творцу и Спасителю. Святыя иконы являются для нас теми же священными книгами, только написанными вместо букв, лицами и вещами.

Еще в Ветхом Завете Моисей, через которого Богом дана заповедь, запрещающая кумиры, в то же время получил от Бога повеление поставить в Скинии (т.е. подвижном еврейском храме) золотые священныя изображения херувимов на крышке Ковчега Завета. Господь сказал Моисею: "сделай их на обоих концах крышки...Там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедовать чрез тебя сынам Израилевым" (Исх.25, 18,22). Господь повелел Моисею также выткать изображения херувимов на завесе, отделявшей Святилище от Святое Святых, и на внутренней стороне виссонных (из дорогой шерстяной материи) покрывал, которыя покрывали не только верх, но и стороны скинии (исх. 26, 1-37)

В храме Соломона были также скульптурныя и вышитыя изображения херувимов на всех стенах и на церковной завесе (3Цар. 6, 27-29; 2Парал. 3, 7-14) И обновлены были херувимы на крышке Ковчега Завета (2Парал. 3, 10). Когда храм был готов "слава Господня (ввиде облака) наполнила храм" (3Цар. 8, 11). Изображения херувимов были благоугодны Господу, и нароод, взирая на них, молился и преклонялся.

Изображений Господа Бога в Скинии и в храме Соломона не было потому, что в течении большей половины ветхозаветной жизнни люди не были удостоены видеть Господа. Не было изображений ветхозаветных праведников, потому что тогда люди не были еще искуплены и оправданы (Римл. 3, 9, 25; Матф. 11, 11)

Сам Господь Иисус Христос послал чудесное изображение Своего Лика Эдесскому князю Авгарию: так называемый, нерукотворный образ. Помолившись перед нерукотворным образом Христовым, Авгарь исцелился от неизлечимой болезни.

Св. евангелист Лука, врачь и живописец, писал и оставил по преданию после себя иконы Божией Матери. Некоторыя из них находятся в нашем отечестве - России.

Многия из святых икон Господь прославил чудотворениями.

Изображаемыя на иконах животныя, даже изображения диавола, не оскверняют святых икон, если это нужно для наглядного изображения исторических событий. Ведь не оскверняют упоминания их имен Священное Писание.

Не противоречат второй заповеди и почитание святых мощей. В святых мощах мы почитаем благодатную силу Божию, которая действует именно через мощи святых.

Для нас, христиан, идолопоклонничество в том виде, в которому преданы все язычники, невозможно. Но зато, взамен грубаго идолопоклонства, среди нас бывает более тонкое идолопоклонство. Тут говорится о служении греховным страстям, каковы: любостяжание, чревоугодние, гордость, тщеславие и т.п.

Любостяжание, это - стремление к приобретению богатства. Апостол Павел говорит, что "любостяжание есть идолослужение" (Колос. 3, 5). Для корыстолюбиваго человека богатство становится как бы идолом, которому он служит и поклоняется больше, чем Богу.
Чревоугодие, это - лакомство, объядение, пьянство, наркомания. О таких людях которые выше всего ставят чувственныя удовольствия от еды и пития, апостол Павел говорит, что "их бог - чрево" (Филипп. 3, 19).
Гордость и тщеславие. Гордый и тщеславный человек чрезмерно высокаго мнения о своих достоинствах, - уме, красоте, богатстве. Гордый чтит самого себя. Свои понятия он считает выше верховной воли Самаго Бога. С презрением и насмешкой относится он к мнениям и советам других людей и не откажется от своих взглядов, как бы ни были они ложны. Гордый и тщеславный человек из самого себя (как для себя, так и для других) делает идола.

Запрещая эти тонкие пороки идолопоклонства, вторая заповедь тем самым внушает следующия добродетели: нелюбостяжание и щедрость, воздержание, пост и смирение.
 
     
Hosted by uCoz